Изменения в законе «О воинской обязанности и военной службе»

Минобороны внесло предложения по новым поправкам в законодательство о военной службе. Пресса, включая федеральную, поспешила назвать возможные изменения расширением полномочий военкоматов и предсказала проблемы для призывников. Но все ли так страшно на самом деле? Изучим изменения в законе «О воинской обязанности и военной службе», проект которых предложило Минобороны, чтобы понять, о чем идет речь.

Изменения в законе «О воинской обязанности и военной службе»

О каких изменениях закона «О воинской обязанности и военной службе» идет речь


Министерство обороны внесло проект закона о поправках в законодательство о военной службе. При поверхностном взгляде может показаться, что речь идет об ужесточении закона, и призывников ожидают новые проблемы.

Разбирая предложенный Министерством обороны закон (пока он вынесен на общественное обсуждение, до принятия и вступления в силу поправок далеко), пресса пугает людей следующим. Во-первых, все призывники, которые получили отсрочку по состоянию здоровья, будут дополнительно проверяться врачами. Во-вторых, негодных к военной службе отправят на лечение. Наконец, непосредственно перед отправкой в войска призывников будет еще раз проверять специальная комиссия.


Действительно, все это выглядит не очень приятно для многих призывников. Особенно когда при чтении новостей возникает ощущение, что ничего подобного в правилах призыва сейчас нет. Между тем, в действительности все эти меры присутствуют в законе и сегодня. Более того, они применяются годами и десятилетиями.

Изменения в законе «О воинской обязанности и военной службе»

Почему изменения закона — никакие не изменения


Начнем разбираться по порядку. Дополнительная проверка здоровья призывников, которые получили отсрочку от службы, происходит и сейчас. Совместный приказ министерств обороны и здравоохранения от 23 мая 2001 года N 240/168 содержит положение о контрольном медицинском освидетельствовании. Оно, как и все мероприятия по призыву, проводится два раза в год — весной и осенью.

Списки освобожденных по состоянию здоровья проверяются сотрудниками военкомата. Если они видят диагноз, который не позволяет призывнику служить, освобождение продлевается. Призывник вообще не знает, что его дело рассматривали.

Однако если врач военкомата полагает, что конкретного призывника имеет смысл вызвать для повторной проверки здоровья, это происходит.

После контрольного медосвидетельствования с призывника могут снять отсрочку и отправить его служить в  войска. Если, конечно, он не имеет права быть освобожденным от призыва по другим основаниям.

Точно так же существует и проверка здоровья непосредственно перед отправкой в войска. Через нее проходят все, кто отправляется на службу по призыву. Повторная проверка должна исключить попадание в армию тех, кто не может служить по состоянию здоровья. Такая проверка является своеобразным барьером, который в теории не позволяет врачам военкоматов в погоне за планом призыва отправлять в армию негодных к службе.

Наконец, существует уже сегодня и практика направления на лечение тех призывников, у которых обнаружен тот или иной диагноз. Эта практика также закреплена нормами законов. Минобороны хочет лишь немного изменить формулировки.

Для чего тогда вносить изменения в закон, если ничего нового они не несут?


Внесенный документ — часть обычной работы с законами и другими официальными документами. Министерство обороны наводит порядок в документации. В частности, в будущем планируется отмена вышеупомянутого совместного с Минздравом приказа об организации призыва. Положения приказа переносятся в закон «О воинской обязанности и военной службе».

Нечто похожее происходило не так давно в МВД, когда вышел новый приказ с регламентом службы сотрудника ГИБДД. Пресса поспешила сообщить, что сотрудников ГИБДД больше нельзя снимать на видео или фотографировать. Хотя такую норму из приказа убрали только потому, что она уже исходит из закона “О полиции”. Обычная чиновничья работа с юридическими документами и наведение в них порядка иногда становятся причиной для бессмысленных сенсаций.