Информационно аналитический портал «НАО News» / Туризм в НАО: новые возможности и ограничения

Туризм в НАО: новые возможности и ограничения

Туризм в НАО: новые возможности и ограничения
В январе Министерство экономического развития Российской Федерации изменило приказ № 167 об условиях конкурса среди субъектов страны на субсидии для малого и среднего бизнеса. Поправки внесли в рамках корректировки государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». И несмотря на то, что министерство исключило из своего внимания поддержку и развитие молодежного предпринимательства, передав полномочия Росмолодежи, перемены могут стать точкой отсчета для развития экономики определенных регионов страны. Среди таких перемен — поддержка малого и среднего бизнеса в области экологического туризма и ремесел, открывающая для Ненецкого автономного округа заманчивые перспективы.


В рамках программы малому бизнесу регионов готовы выделить из госбюджета от 1,5 до 15 млн рублей на развитие сельского и экологического туризма, ремесел и народно-художественных промыслов. Причем министерство подчеркнуло приоритетность этих направлений в 2016 году. Размер поддержки будет зависеть от конкретных целей. Всего же на развитие малого и среднего бизнеса госбюджет в текущем году потратит 10,2 млрд рублей.


Для эффективного взаимодействия представители малого предпринимательства будут получать информацию о господдержке через МФЦ наравне с госуслугами. Модернизировать центры планируют в этом году. На открытие нового окна потратят порядка 1,5 млн рублей. Среди прочего деньги пойдут на закупку оборудования для создания электронной очереди и создания отдельной категории — «субъект предпринимательской деятельности». Проведет модернизацию Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства.


Региональные власти могут подавать заявки на субсидии, лимит которых будет рассчитан исходя из количества жителей и эффективности взаимодействия с малым и средним бизнесом. Помощь окажут имеющим на содержании детей бизнесменам в возрасте до 35 лет; решившим открыть дело зарегистрированным безработным; работникам, которых могут массово уволить; уволенным в запас военнослужащим; осуществляющим социально-ориентированную деятельность субъектам социального предпринимательства. Заявки Минэкономразвития принимает с первого квартала 2016 года.


В связи с этим интересным видится положение туризма в НАО. Особенно после включения региона в туристический маршрут «Северное ожерелье России». Предполагают, что природные просторы и уникальные исторические и культурные памятники ненецкого народа теперь станут более доступными для туристов со всей России, а популяризация Ненецкого автономного округа как места туризма и ремесел станет фактором роста для местной экономики наравне с развитием недродобывающей промышленности.


Какую же роль здесь может сыграть малое и среднее предпринимательство? Идея «Северного ожерелья» открывает не только возможности, но и обнажает некоторые трудности ее реализации. Взаимодействие же между всеми уровнями бизнеса в каждом из регионов-участников турмаршрута могут способствовать их преодолению.


Как считают эксперты, одной из главных проблем в вопросе участия 83-го региона в турмаршруте «Северное ожерелье России» остается вопрос инфраструктуры и транспорта для туризма. По мнению генерального директора Клуба путешественников «Ветер свободы» Леонида Зубарева, чтобы туристы смогли комфортно и за разумные деньги путешествовать по просторам Ненецкого края, необходимо создать базовую инфраструктуру. Решение этого вопроса принесет пользу и региону, и путешественникам, и туристической отрасли.


Некоторые специалисты считают, что отсутствие качественной инфраструктуры и транспорта вообще ставит под сомнение целесообразность участия Ненецкого автономного округа в «Северном ожерелье». Главный редактор журнала «Линия полета» Роман Захаров отмечает: «Для удаленных регионов обычно используются отдельные программы развития туристической привлекательности, нацеленные не на массового туриста, а на знатоков и ценителей, с одной стороны, и на любителей приключений, экстрима и определенных видов отдыха (например, сопряженного с охотой), с другой». По мнению эксперта, эту специфику дополнит вопрос, как доставить туристов из других регионов-участников «ожерелья» в 83-й регион: «Ограничивающим фактором будет не только стоимость авиабилетов (а она слишком высокая для массового турпродукта), но и маршрутная сеть — межрегиональные перевозки на Северо-Западе не так развиты и не слишком удобны для туристов (посмотрите частоту рейсов даже в тех случаях, когда само направление обслуживается, а также время выполнения и пр.)». Кроме того, местные рейсы рассчитаны только на местных жителей, причем билеты субсидируются за счет средств региональных и муниципальных бюджетов и вряд ли будет так просто убедить их начать субсидировать перевозки туристов, так как это не федеральная программа поддержки авиаперевозок. К тому же на многих направлениях билеты раскуплены на много месяцев вперед, считает эксперт.


В случае же с наземным транспортом развитие инфраструктуры для сообщения в целом и туризма в частности злободневным остается вопрос о зимних автодорогах, содержание которых зависит от погодных условий. Из-за неблагоприятных ситуаций, таких как метели или оттепели, зимники становятся непроездными. Это может привести к тому, что люди, в том числе и туристы, могут надолго застрять в пути. Возможность таких неприятностей, подчас опасных, вполне вероятно отпугнет массового туриста от региона. Поэтому необходимо искать другие решения проблемы.


Возможно, одним из них станет развитие снегоходных маршрутов, закон о которых уже рассматривается в парламенте Ненецкого автономного округа. Разработчики законопроекта предполагают, что снегоходные маршруты свяжут между собой весь регион. Причем в первую очередь в законе предлагают уточнить правовой статус снегоходов, который неясен в правовом поле по всей стране — за исключением двух регионов северный вид транспорта приравнен к спецтехнике.


Эксперты считают идею обособить правовой статус снегоходов правильной. Основатель «Evak2me / платформа мотоэвакуации» Александр Козлов отмечает: «Снегоходы являются настолько актуальным средством передвижения, зачастую единственным, для северных регионов РФ, насколько мотоциклы для Москвы, поэтому закрепление правового статуса снегоходов на федеральном уровне будет безусловно полезным». По его мнению, которое в целом совпадает с мнением авторов законопроекта о снегоходных трассах, это позволит формализовать и легализовать статус снегоходных трасс и правил организации снегоходного движения не только с точки зрения туризма.


Как видно, выделение снегоходов в отдельную категорию транспорта и создание снегоходных маршрутов откроет новые возможности, которые могут способствовать решению проблем в туристическом секторе. И не только в нем. И если в регионе найдутся люди, желающие направить силы и средства в развитие этих приоритетных и перспективных направлений, то НАО сможет выйти на новый виток развития. Тем более, что теперь Минэкономразвития фактически готово в этом помочь по конкретным направлениям.

4-02-2016, 01:40
Вернуться назад