Священная память ненцев

Священная память ненцев
В Ненецком автономном округе существует множество памятных мест. Например, памятен Пустозерск, где был заключен и казнен протопоп Аввакум. Эту страницу истории часто вспоминают и, наверное, чаще всего приезжающие в Ненецкий край желают посмотреть места, связанные с основателем старообрядчества. Однако в памяти ненцев хранятся и другие, не менее трагичные события. События, которые произошли около 300 лет назад. События, с которыми связана «священная память» о жертвах Виселичного мыса.


Много веков назад на берегах Пустого озера устроили древние ненцы священные сопки Сядей седа. Владели ими несколько ненецких родов, кочевавших по бескрайней тундре. И после того, как на этом священном месте вопреки протесту жителей в 1499 году по приказу царей стали строить город Пустозерск, ненцам пришлось объединить свои кланы, дабы отстоять память предков и свою землю.


Однако на вооружении самоедов были всего лишь копья да луки со стрелами, а в руках градостроителей оказалось самое передовое оружие того времени — пищали и пушки. Несколько раз ненцы пытались отвоевать святые места. Каждый раз — падали в бою. Не раз, не два ходили они на Пустозерск. Десять попыток было. В историю же только вписали несколько дат, указывающих на восстания карачейской самояди: 1662, 1668, 1712, 1714, 1720, 1723, 1730-31.


Итогом противостояния стало массовое уничтожение ненецких родов. По некоторым данным, погибло около 1 тыс. представителей. Причем ненцев казнили прямо на берегах Городецкого озера — на Лиственничном мысе. Некогда это место было одним из самых красивых, им любовались прямо из города.


Людей вешали на лиственницах — таким вот жестоким образом защитников святынь отправили к предкам, которых они защищали. С тех пор место переименовали — вместо Лиственничного мыса появился мыс Виселичный. В напоминание всем. Спустя годы земля не выдержала горя и мыс поглотили воды озера.


А в памяти людей осталась легенда:


«Великие сопки предков наших, священные места, где рога жертвенных оленей покрывают землю, защитите нас! Спасите нас от злой силы, исходящей с берега дальнего озера. Слышите холодный звон кольчуг солдатских. Скорее, скорее собирайте стариков и детей наших! Без стариков нет прошлого, нет памяти; без детей — нет будущего роду нашему. Скорее, скорее собирайте свои аргиши: пусть молчат ваши собаки, не плачут ваши дети, мы должны раствориться в утреннем тумане, чтоб никто не заметил нас. Но… подъехали солдаты, саблей срубили голову старейшины рода. Кровь его оросила землю. Беда пришла на ненецкую землю! Нас связали и погнали к Городку. Слезы, слезы рекой текли по нашим лицам. Впереди — озеро, впереди — мыс, на мысе — лиственницы. Там нас повесили вниз головами, там нас всех убили… теперь нас уже нет!»


Спустя триста лет, в память о тех трагических днях благодаря инициативе журналиста Ирины Ханзеровой и усилиями ассоциации Ясавэй на берегу озера поставили три деревянных идола — сядеев. Их изготовили из реликтовой лиственницы. Выбор материала стал символом связи между поколениями, памяти и единства времени. Каждая фигура также символизирует собой элементы природы: воду, небо и землю. Знак поставили в 1999 году и назвали его Хэбидя тен — «Священная память».


Сегодня к Хэбидя тену может прийти каждый гость региона. Попасть туда помогут сотрудники Этнокультурного центра НАО, ассоциации «Ясавей» и музея-заповедника «Пустозерск». Сами же ненцы и жители региона стараются посетить это место, которое обновили в 2013 году в Международный день коренных народов — 9 августа.


По поверьям ненцев, если правильно задобрить сядеев, то можно попросить помощи в своих делах у духов предков. Главное — правильно их «накормить». Но о том, как это делают, лучше спросить у самих жителей НАО или сотрудников музея, так как никто другой, кроме носителя культурной и исторической памяти, лучше вам и не расскажет о древних обрядах народов малоземельной тундры.