«Сказка ложь, да в ней...»

«Сказка ложь, да в ней...»
В детстве человек делает первые шаги в познании мира. Родители и близкие помогают ему в этом, стараясь как можно полнее передать знания, накопленные человечеством за всю историю своего существования. Одним из первых средств в этом служат сказки. Их читали нам мамы и папы в детстве перед сном. Загадочные истории о волшебных существах, великих подвигах, забавных людях — то были первые шаги общества на пути воспитания подрастающего поколения — обучение правилам поведения в семье и с людьми.


За всю историю общества в мире сложили миллионы сказок, рассказали их бесчисленному множеству людей. Каждый народ делал это по-своему: по-русски, по-польски, по-английски, по-индийски. Богаты сказками и народы Крайнего Севера. А ненецкий край даже уникален.


Как известно, слово «сказка» произошло от другого русского слова «казать», что значит — перечень, описание. Впервые его стали использовать на письме в XVII веке, а в современном смысле и того позже — в XIX.


Предшественники сказок — мифы, истории, с помощью которых люди пытались выразить свое представление о мире. Они были сложны, длинны и многообразны, потому что сочинялись взрослыми для взрослых и передавали взгляд на окружающую действительность. Мифы подчас имели космологический, моральный и политический смысл. Вся народная фантазия переплелась в них в стройные композиции, аналоги которых легко можно найти в фольклоре народов мира.


Сказка отделилась от мифов как специальная форма обучения детей. Поэтому она короче и лишена политических смыслов. Через сказку передавался обширный опыт людей в области морали и нравственности, а также представления о природе и мире. Ненецкие сказки возникли таким же образом — из древних легенд и мифов.


Как и все другие народы мира, древние сказители Крайнего Севера рассказывали истории и о взаимоотношениях людей и животных (лаханако), и о подвигах героев-богатырей (сюдбабц), и об устройстве мира, а также нравах народа (хэбидя лаханако).


При этом родство со всеми прочими сказками сохранилось в  их структуре — сюжет сказок развивается в пространстве мифа, действуют в котором помощники, наделенные волшебством, помогающие главным героям. Чаще всего это звери и птицы.


Сами же герои изображаются либо как обычные простые люди с умом и смекалкой, либо как грозные богатыри, великие ростом и силой. Кроме того, происходят в сказках превращения людей в животных, предметов в людей и наоборот. Герой сказки может появиться из члена тела своей матери, например, мизинца, превратиться в птицу или животного. Главной же цели они добиваются, применяя особые магические слова — заклинания, которые приводят все стихии мира в подчинение человеку ради совершения подвига.


Настоящие сказки всегда рассказывают, а разговор невозможно построить как на письмо бумаге. Поэтому в беседе мы часто повторяем одну и ту же мысль разными словами, несколько раз, так же слышим ее повторы от собеседников. Потому и называют такой разговор «живым». Сказки передают атмосферу и ритм беседы — в них повторяются какие-нибудь действия или события. К тому же, этим подчеркивают, что герой делает то или иное действие долго.


Однако у ненецких сказок не только общие с миром мифо- и сказотворческие корни, но и свои уникальные черты. Например, героем сказок кроме людей и животных у ненцев выступает Слово-песня — одушевленное, мыслящее и творчески одаренное слово. Герой при этом является одновременно и действующим лицом и наблюдателем. Слово-песня все знает, за всем наблюдает как бы издалека. Этот образ настолько глубоко вошел в жизнь рядовых жителей Крайнего Севера, что на основе сказок они построили поговорки: «Их встретило Лаханако», «Сюдбабц нашла». Ученые же нашли ненецкому Слову-песне место не где-нибудь, а в ряду с общемировыми символами — носителем Поэта Пегасом и вдохновительницей Музой.


Впервые записывать ненецкие сказки в России стали в XIX веке. Однако за рубежом их пытались издавать еще в 1787 году. Тогда немецкий лингвист Иоганн Фатер опубликовал ненецкое сказание в журнале «Новые ежемесячные сочинения». Уже в 1910 году в материалах по исследованию Новой Земли публикуют сказки новоземельских самоедов под авторством ненецкого сказителя Тыко Вылки. Распространению всего богатства ненецкой культуры в целом и сказок в частности способствовал и первый ненецкий учёный, создатель русско-ненецкого словаря Антон Пырерка.


Во время индустриализации Советского Союза сказки и легенды коренных жителей Ненецкого автономного округа напечатали в журналах «Звезда Севера» и «Социалистический Север», а также издали сборник ненецких сказок,  составленный Тонковым. Сказки «Олешек и мышка», «Два брата», «Почему совы не видят солнечного света?», «Как храбрый Вай море победил» и другие вошли в сокровищницу сказок народов мира.


Одной из самых известных в России стала ненецкая сказка «Кукушка», обучающая очень важному — правильному отношению к матери.


«Вот что было. Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера.


Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежу промочат, а мать — суши.


Трудно было матери.


Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.


От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит:


— Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.


Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.


Старший говорит:


— Я без пимов. Другой говорит:


— Я без шапки. Третий говорит:


— Я без одежи.


А четвертый и совсем не отвечает. Сказала тогда мать:


— Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!


Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец, захотел старший есть — заглянул в чум.


Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает.


И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится.


Наперсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.


Обернулась мать птицей и вылетела из чума. Закричал старший сын:


— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!


Тут побежали дети за матерью, кричат ей:


— Мама, мы тебе водички принесли. Отвечает им мать:


— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я.


Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают.


Меньшой сынок кричит:


— Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!


Отвечает мать издали:


— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам.


Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.


Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.


А по тундре с той самой поры красный мох стелется».


Сказка — великий наставник людей в детстве и во взрослой жизни. В них сохранился опыт и мудрость многих поколений людей, о чем в свое время заметил Алексей Толстой: «Сказка — великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».