НАО – в 20-ке лидеров эффективности управления регионом

nao-v-20-ke-liderov-effektivnosti-upravleniya-regionomНенецкий автономный округ вошел в двадцатку лидеров в рейтинге эффективности работы власти в субъектах РФ в 2016 году. Таков результат оценки независимых экспертов, опубликованный накануне Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) и Лабораторией региональных политических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). По общему результату, подсчитанному суммарно при анализе политико-управленческой, социальной и финансово-экономической сфер деятельности, регион занял 17 место из 85 субъектов Российской Федерации.

При этом особенно высокую оценку экспертов получила социальная сфера региона: здесь НАО занимает 6-е место по стране. В свете недавнего освобождения от должностей руководителей этого блока, следует отметить, что хорошие результаты следует считать личной заслугой губернатора Игоря Кошина. В информации АПЭК относительно НАО сделано следующее заключение: «В условиях небольшого населения хорошие результаты и показатели демонстрируют два автономных округа Крайнего Севера: Ненецкий и Чукотский».

По данным агентства, общий итог Ненецкого автономного округа составил 0,665 балла. Для сравнения, на первом месте рейтинга находится Тюменская область с показателем 0,782 балла, аутсайдером стала Республика Бурятия, набравшая 0,399 балла.

Рейтинг оценивает деятельность региональной исполнительной власти и высших должностных лиц субъектов РФ. Данные имеют отношение к действующему руководителю региона и показывают эффективность его работы, а также работы возглавляемого им органа исполнительной власти.

Показатель рейтинга складывался на основе анализа деятельности по трем блокам, среди которых: политико-управленческий, социальный и финансово-экономический. При этом по каждому из них проводится своя оценка. Итоговый (интегральный) рейтинг представляет собой обобщение данных.

Рейтинг по политико-управленческому блоку определяется исходя из показателей четырех направлений: общественная поддержка главы субъекта Федерации; эффективность консолидации элиты; эффективность отношений с федеральным центром: а) продвижение региональных интересов и поддержка региональных инициатив в федеральном центре; б) реализация требований федерального центра в регионе и эффективность работы бюрократического аппарата.

Перечисленные выше направления описывают наиболее важные аспекты политико-управленческой деятельности. Первые три направления призваны описать успешность губернатора в выстраивании отношений с ключевыми действующими лицами политической среды: населением, региональными элитами и федеральным центром. Последнее направление даёт возможность оценить, насколько эффективно выстроена внутренняя деятельность региональной власти.

Показатели социального блока складываются из четырех основных направлений социальной сферы, ответственность за которые так или иначе лежит на региональной власти: здравоохранение; образование; межнациональные и межконфессиональные отношения; развитие социально значимой транспортной инфраструктуры и ЖКХ.

Формирование оценки деятельности губернатора по направлению «Здравоохранение» проводится с использованием статистических данных, результатов математического анализа эффективности по модели «затраты – результат», экспертных оценок. В качестве статистических показателей были использованы следующие: обеспеченность региона врачами на 10 тыс. жителей (последние доступные данные за 2015 год); обеспеченность региона больничными койками на тысячу человек (последние доступные данные за 2015 год); младенческая смертность за первое полугодие 2016 год; ожидаемая продолжительность жизни при рождении (последние доступные данные за 2015 год); отношение заработной платы врачей к средней по региону (по данным на первое полугодие 2016 год); расходы консолидированного бюджета субъекта Федерации на здравоохранение на душу населения за январь-сентябрь 2016 года; динамика расходов консолидированного бюджета субъекта Федерации на здравоохранение на душу населения за январь-сентябрь 2016 года в сравнении с январем-сентябрем 2015 года, с поправкой на инфляцию.

Оценка по направлению «Образование» рассчитывается аналогичным образом на основе средней оценки по статистическим показателям, результата математического анализа и средней экспертной оценки. В качестве статистических показателей использованы следующие: численность учителей на 1 тыс. учащихся (последние доступные данные за 2015 год); обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях, количество мест на 1 тысячу детей (последние доступные данные за 2015 год); отношение заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования к средней по региону (по данным на первое полугодие 2016 года); расходы консолидированного бюджета субъекта Федерации на общее образование в расчете на одного учащегося за январь-сентябрь 2016 года; динамика расходов консолидированного бюджета субъекта Федерации на общее образование в расчете на одного учащегося за январь-сентябрь 2016 года в сравнении с январем-сентябрем 2015 года, с учетом инфляции; расходы консолидированного бюджета субъекта Федерации на дошкольное образование на одного ребенка, посещающего детский сад, за январь-сентябрь 2016 года; динамика расходов консолидированного бюджета субъекта Федерации на дошкольное образование на одного ребенка, посещающего детский сад, за январь-сентябрь 2016 год в сравнении с январем-сентябрем 2015 года, с учетом инфляции

Показатели финансово-экономического блока: итоговая оценка по финансово-экономическому блоку получается из среднего арифметического оценок, полученных по следующим направлениям: эффективность экономического управления; улучшение инвестиционного климата; эффективность бюджетной политики. Такие общеэкономические показатели, как динамика промышленного и сельскохозяйственного производства образуют статистические данные для оценки по направлению «Эффективность экономического управления».

Улучшение инвестиционного климата больше зависит от деятельности главы региона. При анализе данного направления, наряду с экспертными оценками, используются следующие статистические данные: объём инвестиций в основной капитал за исключением бюджетных средств на душу населения (последние доступные данные за 2015 год); индекс физического объема инвестиций в основной капитал за первое полугодие 2016 года в сопоставимых ценах; объем инвестиций в основной капитал из консолидированного бюджета региона на душу населения за январь-сентябрь 2016 года; динамика объема инвестиций в основной капитал из консолидированного бюджета региона на душу населения за январь-сентябрь 2016 года в сравнении с январем-сентябрем 2015 года, с учетом инфляции.

Эффективность бюджетной политики рассчитывается на основе экспертных оценок и трех показателей: уровень долговой нагрузки на региональный бюджет (по итогам 2015 года); дефицит консолидированного бюджета субъекта Федерации по состоянию на 1 октября 2016 года; качество бюджетного управления.

Изучив показатели рейтинга, сравнив их с достижениями других северных регионов, можно сделать вывод, что НАО занимает среди них устойчивое второе место. Лучших результатов добился только ЯНАО. Он на 5 месте в рейтинге, хотя НАО значительно опережает его по показателю социального блока: 6 место — у НАО и 24 — у ЯНАО.

Ненецкий регион расположился в 17 строке общего рейтинга, сразу за ним следует Чукотский АО, который определенно отстает по показателю социальной сферы (6 и 60 место соответственно), но опережает по политико-управленческому блоку (18 место у Чукотского АО и 38 у НАО). Все остальные заполярные регионы значительно отстают от Ненецкого округа по всем показателям. В особенности Архангельская область, которая оказалась на 80 месте и Республика Карелия, занимающая предпоследнюю строчку. Таким образом, АПЭК фиксирует высокие результаты Ненецкого региона, особенно в социальной сфере. Результаты исследований свидетельствуют, все совсем не так плохо, как об этом пишут некоторые пользователи в соцсетях.

Вполне приличный показатель отмечен и в финансово-экономическом блоке. Здесь НАО на 16 месте среди 85 российских регионов и на втором после ЯНАО среди заполярных регионов, что тоже является хорошим результатом, в особенности, учитывая новую экономическую реальность.

Работу политико-управленческого блока, видимо, стоит подтянуть, хотя и здесь только ЯНАО и Чукотский АО опережают НАО в числе других северных регионов. В масштабах всей страны нынешний показатель работы политико-управленческого блока тоже неплох, поскольку НАО находится на 38 месте, а это выше среднего по всем регионам. Однако именно на улучшение деятельности по этому параметру ориентирована кадровая политика губернатора, который делает все возможное для подбора руководителей, которые смогут эффективно работать в новых условиях.

Таким образом, подобная независимая оценка эффективности управления крайне полезна для «тонкой настройки» социально-экономического развития округа, а также для понимания населением реального положения НАО, которое приходит в процессе рассмотрения достижений региона на фоне остальных субъектов федерации.

0

Автор публикации

не в сети 7 месяцев

Константин Назаров

0
Комментарии: 1Публикации: 287Регистрация: 04-02-2016

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *